Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

Ст 3 СК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее - законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарий к статье 3 СК РФ:

Семейное законодательство России прошло долгий путь развития, начиная с первых актов 1917 г. и до сегодняшнего дня. И, бесспорно, это развитие еще не закончилось.

Понятие семейного законодательства содержится в теории науки - это система законодательных актов, регулирующих семейные отношения, круг которых определен в Кодексе. В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство относится к совместной компетенции РФ и ее субъектов. Соответственно СК в состав семейного законодательства включает и другие федеральные законы, а также законы субъектов РФ.

Семейный кодекс РФ - основополагающий федеральный закон в области правового регулирования семейных отношений, определяющий всю систему семейного законодательства. Однако могут приниматься другие федеральные законы и законы субъектов Федерации. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, должны соответствовать СК РФ, а при наличии других федеральных законов, регулирующих семейные отношения, - и этим федеральным законам. В случае их противоречия действуют нормы СК РФ (других федеральных законов).

СК РФ, в свою очередь, не должен противоречить Конституции РФ.

Кодекс - федеральный законодательный акт. В нем установлены основные начала семейного законодательства, определены круг регулируемых семейным законодательством отношений, общие положения, касающиеся осуществления и защиты семейных прав, а также непосредственно решены важнейшие вопросы брака и семьи, которые в целях обеспечения и защиты семейных прав граждан требуют единообразного решения на всей территории РФ. СК содержит также нормы о праве, подлежащем применению к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (коллизионные нормы), которые относятся к исключительной компетенции РФ.

В комментируемой статье определено соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ может разрешать вопросы, непосредственно Кодексом не урегулированные, но при этом входящие в круг семейных отношений. Регулирование этих вопросов не должно также противоречить основным началам семейного законодательства.

Само понятие "семейное законодательство" включает в себя только законодательные акты: СК РФ, другие федеральные законы и законы субъектов РФ, акты Президента РФ и Правительства РФ, а на уровне субъектов РФ - нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, исполняемые и в соответствии с законами субъектов РФ.

Можно сделать вывод, что указы Президента РФ, не противоречащие СК РФ или другим федеральным законам, могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ.

Правительством РФ могут издаваться нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ.

К компетенции Правительства РФ Кодекс относит следующие вопросы:

  • определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов. Их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 465 "О внесении изменений и дополнений в перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей";
  • установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ). Такой порядок в настоящее время установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
  • определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью. Такой перечень определен вышеуказанным постановлением Правительства РФ;
  • порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК). Выплата указанных средств на содержание подопечных детей производится на основании указанного постановления Правительства РФ;
  • утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК). В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829, которым утверждено Положение о приемной семье;
  • установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК). Уровень их материального обеспечения установлен в названном Положении о приемной семье.